173004, Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 37/9, офис 124
контактный телефон: (8162) 671-330     факс: (8162) 671-172     электронная почта: [email protected]

Здравствуйте, если Вы являетесь членом Ассоциации, нажмите «Вход»



Насколько часто вы используете сайт Ассоциации в своей работе?

голосовать

Информация об исполнении органами местного самоуправления Новгородской области законодательства о противодействии коррупции в части нормативного регулирования вопросов прохождения муниципальной службы, ограничений и запретов, налагаемых на муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности

29.10.2019

За 9 месяцев 2019 года органами прокуратуры Новгородской области выявлены 328 нарушений законодательства о противодействии коррупции при прохождении муниципальной службы (аналогичный период прошлого года (АППГ) – 314), принесены 90 протестов (АППГ – 202), внесены 27 требований на нормативные правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы (АППГ – 8), внесены 138 представлений (АППГ – 30), по результатам рассмотрения которых 126 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (АППГ – 44). Нарушения установлены в деятельности органов местного самоуправления абсолютно всех районов области.

Наиболее распространенными нарушениями являются отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы соблюдения запретов и ограничений при прохождении муниципальной службы.

Так, органами местного самоуправления Батецкого, Волотовского, Демянского, Крестецкого, Маловишерского, Мошенского, Марёвского, Новгородского, Парфинского, Пестовского, Солецкого, Хвойнинского, Шимского, Холмского и Поддорского муниципальных районов в нарушение требований подпункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) с апреля 2017 года не были приняты порядки получения муниципальными служащими разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией  (кроме политической партии и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования), жилищным, жилищно-строительным, гаражным кооперативами, товариществом собственников недвижимости в качестве единоличного исполнительного органа или вхождение в состав их коллегиальных органов управления.

Не всеми органами местного самоуправления приняты достаточные меры для реализации положений статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) о включении сведений об уволенных лицах, к которым было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Прокурором Маловишерского района 29.04.2019 Главе администрации Бургинского сельского поселения внесено представление в связи с отсутствием с марта 2018 года в органе местного самоуправления должностного лица, ответственного за направление сведений для включения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, а также за направление сведений для исключения из реестра указанных лиц. Представление удовлетворено, ответственное должностное лицо назначено.

Аналогичные нарушения выявлены прокурором Крестецкого района в деятельности администраций Новорахинского, Зайцевского, Ручьевского сельских поселений. Внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены.

Кроме отсутствия необходимых нормативных правовых актов прокурорами выявлялись многочисленные коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах органов местного самоуправления, принятых в сфере противодействия коррупции.

Старорусским межрайонным прокурором 22.02.2019 принесен протест на Положение о муниципальной службе в администрации Взвадского сельского поселения, утвержденное решением Совета депутатов сельского поселения от 15.01.2015 № 193.

Основанием принесения протеста послужило установление нормативным правовым актом несоответствующего статье 13 Федерального закона № 25-ФЗ исчерпывающего перечня ограничений, связанных с муниципальной службой. В положении отсутствовало такое ограничение для муниципальных служащих как возможность замещать должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

Аналогичные нарушения выявлены Старорусским межрайонным прокурором в нормативных правовых актах Советов депутатов Ивановского, Залучского, Наговского, Новосельского, Медниковского и Великосельского сельских поселений.

Нормативные правовые акты приведены в соответствие по инициативе межрайонного прокурора.

Прокурором Любытинского района в марте 2019 года оспорено Положение о дисциплинарных взысканиях за коррупционные правонарушения и порядке их применения к муниципальным служащим администрации Любытинского муниципального района, утвержденного постановлением администрации от 26.11.2013 № 552.

Основанием принесения протеста послужило нарушение требований части 3 статьи 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ в части отсутствия основания для применения взыскания в упрощенном порядке при наличии доклада подразделения кадровой службы и согласия муниципального служащего на применение дисциплинарного взыскания.

Прокурором Демянского района в 2019 году опротестованы Положения о муниципальной службе, принятые постановлениями администраций Демянского муниципального района, Жирковского, Ильиногорского, Кневицкого, Лычковского, Песоцкого, Полновского и Ямникского сельских поселений, в связи с отсутствием изменений в части сокращения срока давности за привлечение к дисциплинарной ответственности  муниципальных служащих, совершивших коррупционные правонарушения (введен 3-летний период со дня совершения).

Отсутствует единство при регулировании обязанности муниципальных служащих уведомлять представителя работодателя об обращении к ним в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

Обязанность по принятию нормативного правового акта, устанавливающего порядок такого обращения, предусмотрена частью 5 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ

При принятии таких порядков следует обращать внимание на срок, в течение которого муниципальному служащему предписано сообщать представителю нанимателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

При установлении обязанности направлять уведомление «незамедлительно» или «на следующий день» после имевшего место факта обращения, нормативный правовой акт будет содержать коррупциогенный фактор, предусмотренный подп. «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика), а именно: наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; так как в таком случае не учитывается возможность поступления обращения в целях склонения служащего к совершению коррупционного правонарушения в выходной или праздничный день, в момент нахождения служащего в служебной командировке или отпуске, что делает трудновыполнимым для него направление уведомления «незамедлительно» или «в течение следующего дня».

Указанный коррупциогенный фактор содержался в нормативных правовых актах органов местного самоуправления Волотовского муниципального района (Славитинское сельское поселение), Поддорского муниципального района (Селеевское и Белебелковское сельские поселения), администрации Поддорского муниципального района, Холмского муниципального района (Тогодское и Красноборское сельские поселения), администрации Холмского муниципального района.

По результатам рассмотрения требований прокурора коррупциогенный фактор исключен из 7 нормативных правовых актов.

Органами местного самоуправления допускаются факты затягивания принятия мер по устранению выявленных прокурором нарушений в сфере прохождения муниципальной службы.

Так, прокурором г. В. Новгорода 27.09.2018 Мэру Великого Новгорода принесен протест на Положение о дисциплинарных взысканиях за коррупционные правонарушения и порядке их применения к муниципальным служащим администрации Великого Новгорода, утвержденное постановлением администрации Великого Новгорода от 24.10.2013 № 5521, в котором в нарушение требований части 3 статьи 27.1 Федерального закона № 25-ФЗ отсутствовали основания для применения взыскания в упрощенном порядке при наличии доклада подразделения кадровой службы и согласия муниципального служащего на применение дисциплинарного взыскания, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подп. «ж» пункта 3 Методики.

По результатам рассмотрения протест признан законным и обоснованным. Однако в связи с тем, что в оспоренный нормативный правовой акт в течение длительного периода времени не вносились необходимые изменения, 18.02.2019 прокурором города в Новгородский районный суд направлено административное исковое заявление о признании недействующим пункта 2 Положения.

24.04.2019 производство по делу прекращено в связи с удовлетворением администрацией г. В. Новгорода требований прокурора в добровольном порядке.

Наибольшее количество нарушений в сфере прохождения муниципальной службы выявлено в деятельности органов местного самоуправления Боровичского, Валдайского, Демянского, Маревского, Парфинского, Пестовского и Хвойнинского районов.

Наибольшее количество незаконных правовых актов в рассматриваемой сфере выявлено прокурорами Валдайского, Демянского, Окуловского, Пестовского, Хвойнинского районов, Боровичским, Старорусским и Холмским межрайонными прокурорами.