173009, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Псковская 4
контактный телефон: (8162) 671-330     факс: (8162) 671-172     электронная почта: smo_no@mail.ru

Здравствуйте, если Вы являетесь членом Ассоциации, нажмите «Вход»



Насколько часто вы используете сайт Ассоциации в своей работе?

голосовать

Обзор законопроектов от 09.04.2012

10.04.20121. Проект Федерального закона N 1620-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 21.03.2012 N 219-6 ГД)
Рассматриваемый законопроект разработан в целях приведения законодательства о местном самоуправлении в соответствие с позицией Конституционного Суда РФ, высказанной им в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П по делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита". Проект направлен на исключение возможности возлагать на органы местного самоуправления бремя финансового обеспечения решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в пределах их полномочий. Для этого предлагается установить пределы осуществления полномочий поселения, муниципального района, городского округа по вопросам, касающимся организации в границах соответствующего муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Кроме того, в качестве принципа правового регулирования полномочий органов местного самоуправления вводится запрет на возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий. 2. Проект Федерального закона N 632147-5 "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ В.Н. Плигиным; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 21.03.2012 N 221-6 ГД)
Законопроект разработан в целях обеспечения реализации полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, закрепленного в Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Для этого подготовлены изменения в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", дополняющие перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). По мнению инициаторов законопроекта, внесение указанных изменений позволит отнести создание и обеспечение деятельности специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, что в конечном результате обеспечит выполнение задачи по пресечению незаконного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. 3.Проект Федерального закона N 294300-5 "О внесении изменения в статью 368 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.03.2012 N 234-6 ГД) Проект Федерального закона N 294302-5 "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.03.2012 N 235-6 ГД)
Законопроекты приняты в целях устранения противоречий в российском законодательстве. Действующей редакцией статьи 368 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ закреплено, что в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Однако в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" выдача банковской гарантии относится к одной из банковских операций, которые производятся только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Банковские операции имеют право осуществлять только кредитные организации, к которым в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона "О банках и банковской деятельности" относятся банки и небанковские кредитные организации. Следовательно, организация, осуществляющая банковские операции, должна быть зарегистрирована в Банке России как кредитная организация и иметь лицензию на осуществление банковских операций. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщиками являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном Законом порядке. Следовательно, не являясь кредитной организацией, страховщик не может получить лицензию Банка России на осуществление банковской операции, а значит, не имеет права выдавать банковские гарантии. Проектами предусматривается исключение страховых организаций из перечня гарантов, имеющих право на выдачу банковских гарантий. В этих целях предлагается внести изменения в статью 368 ГК РФ и статью 25 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". 4. Проект Федерального закона N 3138-6 "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 16.03.2012 N 179-6 ГД)
Проект Закона разработан в целях создания механизма общественного контроля за обеспечением прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно находящихся или временно пребывающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законопроектом устанавливаются организационные и правовые основы осуществления указанного общественного контроля, определяются порядок и условия оказания общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, другими юридическими лицами, а также физическими лицами содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях. Закрепляются основные понятия, правовое регулирование в области общественного контроля, основные принципы его осуществления. Проект Закона определяет субъектов осуществления общественного контроля, к которым относятся: - Федеральная общественная наблюдательная комиссия по контролю за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - общественные наблюдательные комиссии по контролю за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образованные в субъектах Российской Федерации; - члены Федеральной общественной наблюдательной комиссии и региональных общественных наблюдательных комиссий; - доверенные специалисты. Проектом определяются цель и основные задачи общественных наблюдательных комиссий, статус, особенности формирования и деятельности Федеральной и региональных общественных наблюдательных комиссий, формы их деятельности, полномочия членов комиссий, а также порядок привлечения при осуществлении общественного контроля доверенных специалистов. Помимо этого, предусматривается осуществление общественного контроля наблюдательными комиссиями в психиатрических и психоневрологических организациях. Разработчиками предлагается закрепить ответственность члена общественной наблюдательной комиссии за нарушения при осуществлении общественного контроля и за воспрепятствование его осуществлению. Законопроектом устанавливаются порядок оказания содействия и формы содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях. Кроме этого, разработчиками проекта предлагается закрепить возможность оказания материальной поддержки организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общественными и иными некоммерческими организациями, иными юридическими лицами и физическими лицами. Надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации субъектами осуществления общественного контроля и оказания содействия организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям и лицам, находящимся в таких организациях, согласно проекту будет осуществляться прокуратурой Российской Федерации. По мнению разработчиков проекта, его принятие позволит обеспечить гарантии прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также привлечь институты гражданского общества к решению проблемы обеспечения прав указанных групп лиц. 5. Проект Федерального закона N 2738-6 "О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации" (внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 21.03.2012 N 220-6 ГД)
Законопроект разработан в целях социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, получивших бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Указанная категория граждан имеет право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. В порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ст. 49 - 56), граждане, имеющие трех и более детей, подлежат принятию на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, органами местного самоуправления и обеспечиваются жилыми помещениями муниципального жилищного фонда. Однако согласно пункту 5 части 1 статьи 56 ЖК РФ предоставление гражданам в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома влечет снятие данных граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. По мнению разработчиков законопроекта, реализация гражданами, имеющими трех и более детей, права на получение бесплатно земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, не должна умалять право таких граждан на получение жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. В связи с этим подготовлены изменения в статью 56 ЖК РФ, исключающие лиц, имеющих трех и более детей и получивших бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства, из категории лиц, подлежащих снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 6.Проект Федерального закона N 575316-5 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" (внесен депутатами Государственной Думы М.Б. Терентьевым, И.И. Гильмутдиновым, И.Б. Богуславским, а также С.Н. Шишкаревым, Ю.А. Песковской, Г.К. Леонтьевым, А.С. Ивановым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.03.2012 N 241-6 ГД)
Рассматриваемый законопроект направлен на обеспечение прав лиц с ограниченными возможностями и инвалидов на предоставление услуг авиаперевозчиками. В связи с этим предлагается внести изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ. В частности, в проекте определяются такие понятия, как "главный оператор аэропорта" и "оператор аэропорта". Также вводится понятие маломобильных лиц, под которыми понимаются лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, нуждающиеся в силу устойчивого или временного ограничения жизнедеятельности в использовании посторонней помощи, необходимых средств и приспособлений. На указанных лиц, так же как и на инвалидов, в целях организации их воздушной перевозки возлагается обязанность сообщать перевозчику или уполномоченному им лицу об ограничениях своей жизнедеятельности в установленный перевозчиком срок. При этом такой срок не может превышать 48 часов до момента отправления воздушного судна. Это же правило действует и в отношении чартерных воздушных перевозок. Однако неисполнение в срок данной обязанности не исключит возможности предоставления указанным лицам по их запросу необходимых услуг, если это не приведет к задержке отправления воздушного судна. Законопроектом определяется перечень услуг, оказываемых без дополнительной платы в аэропорту и на борту воздушного судна, в числе которых следует отметить, например, возможность предоставления кресел-колясок для передвижения по территории аэропорта и на борту воздушного судна для пассажира, не способного передвигаться самостоятельно. При этом перевозчик будет иметь право самостоятельно устанавливать максимальное количество перевозимых на воздушном судне пассажиров, использующих кресла-коляски, в зависимости от типов воздушных судов с учетом требований безопасности полетов. Кроме того, согласно проекту указанные услуги не могут быть отнесены перевозчиком к особым условиям воздушной перевозки. Помимо этого, проектом предъявляются требования к организации автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, к квалификации авиационного персонала по обслуживанию лиц с ограниченными возможностями. Важной гарантией, предлагаемой авторами законопроекта, является установление ответственности перевозчика за утрату или повреждение инвалидных колясок и других вспомогательных приспособлений в пределах их стоимости. Особое правило устанавливается для маломобильных лиц и инвалидов, лишенных одновременно слуха и зрения, а также детей-инвалидов в возрасте до 12 лет: воздушная перевозка таких пассажиров будет осуществляться в сопровождении лица, оказывающего ему помощь в полете, если иное не установлено правилами перевозчика. 7.Проект Федерального закона N 620282-5 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (об уточнении оснований предоставления социальных гарантий членам семей погибших (умерших) военнослужащих)" (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.М. Заварзиным, Ю.А. Савенко в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 16.03.2012 N 184-6 ГД)
Законопроект разработан с целью устранения недостатков правового регулирования и связанных с ними проблем правоприменительной практики по вопросам, регулирующим предоставление социальных гарантий членам семей погибших (умерших) военнослужащих. В частности, предлагается уточнить, что соответствующие социальные гарантии предоставляются членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего в случае, если право на их предоставление возникло при жизни военнослужащего. Для этого подготовлены соответствующие изменения в статью 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". По мнению авторов проекта, его принятие позволит избежать неоднозначного толкования и произвольного применения государственными органами и их должностными лицами указанной нормы и устранить предпосылки к необоснованному нарушению прав членов семей погибших (умерших) военнослужащих. 8.Проект Федерального закона N 628687-5 "О порядке отбывания административного ареста" (внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.03.2012 N 238-6 ГД)
Законопроект направлен на совершенствование порядка отбывания административного ареста и приведение его в соответствие с общепризнанными нормами международного права. На сегодняшний день порядок отбывания административного ареста урегулирован Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 726. Но в связи с тем что данный вид административного наказания связан с ограничением прав и свобод человека и гражданина, существует необходимость принятия соответствующего федерального закона. Предлагается определить места отбывания административного ареста, правовой статус лиц, подвергнутых административному аресту, порядок их материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, условия отбывания, основания прекращения и приостановления отбывания административного ареста, обязанности и права администраций мест отбывания административного ареста. Законопроектом также предусматривается осуществление ведомственного, судебного и общественного контроля, а также прокурорского надзора за деятельностью администраций мест отбывания административного ареста. Положения законопроекта предусматривают разработку и принятие: - норм питания для лиц, отбывающих административный арест; - перечня тяжелых заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста; - актов, определяющих правила внутреннего распорядка в местах административного ареста, а также порядок осуществления ведомственного контроля за деятельностью администраций мест отбывания административного ареста; - акта, устанавливающего порядок производства медицинского освидетельствования лиц, подвергнутых административному аресту. 9.Проект Федерального закона N 641875-5 "О внесении изменения в статью 135 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 21.03.2012 N 217-6 ГД)
Законопроект направлен на приведение норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.07.2011 N 18-П. Подготовленные изменения отражают позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой положение части второй статьи 135 УПК РФ не соответствует Конституции РФ, так как не допускает возможности обращения реабилитированного лица с требованием о возмещении вреда, причиненного ему уголовным преследованием, в суд по месту жительства в тех случаях, когда в отношении этого лица уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом. В связи с этим проектом из части второй статьи 135 УПК РФ исключается положение, устанавливающее, что если уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, то требование о возмещении вреда направляется в суд, постановивший приговор. По мнению инициаторов проекта, его принятие позволит обеспечить право лиц, уголовное преследование которых прекращено вышестоящим судом, на альтернативную подсудность при обращении с требованием о возмещении вреда, причиненного уголовным преследованием.